1.1. Первый этап: начальный
Выполнение диссертации целесообразно начать с планирования и расстановки приоритетов в Дневнике (см. таблицу).
I. Выбор темы |
|
1. Обосновать: |
- |
а) актуальность темы (актуальность - это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач) |
- |
б) теоретическое и практическое значение |
- |
в) новизну (новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов) |
- |
г) перспективность |
- |
д) возможность подведения теоретической базы для ее выполнения |
- |
II. Конкретизация темы |
|
1. Определить задачу, которая должна быть решена работой |
- |
2. Уяснить: |
- |
а) каков непосредственный и опосредованный предмет предлагаемой теории, какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование |
- |
б) отграничить данную тему от примыкающих к ней |
- |
3. Конкретизировать методы исследования |
- |
4. Определить сроки выполнения этапов, а также отдельных стадий |
- |
5. Конкретизировать тему, т. е. найти научную проблему, подлежащую решению |
- |
б. Составить предварительный план исследования |
- |
III. Определение теоретических основ исследования |
|
1. Уточнить идеализации основным термином объекта, необходимые для решения задачи, требующей использования этого термина |
- |
2. Выяснить закономерности изучаемого явления |
- |
3. Составить методику исследования: |
- |
а) определить методы |
- |
б) процедуры |
- |
в) приемы |
- |
4. Уточнить терминологию, завести картотеку применяемых терминов, заносить на карточки определения их значения |
- |
5. Определения понятий подвергнуть обработке посредством операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. |
- |
6. Результаты проведенного поиска и обработки могут быть зафиксированы в виде совокупности следующих записей: |
- |
а) текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение) - описывает основные понятия, затрагиваемые в исследовании, и логические связи между ними, т. е. задает понятийный аппарат будущего исследования |
- |
б) текст 2 (констатирующий) - дает толкование основных понятий, используемых различными авторами (с указанием ссылок), но без анализа - одно их перечисление |
- |
в) текст 3 (собственно творческий текст): |
- |
- анализирует |
- |
- сравнивает |
- |
- сопоставляет различные толкования одного и того же понятия |
- |
- классифицирует выделенные понятия по выбранному параметру |
- |
- делает предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы |
- |
IV. Изучение истории вопроса |
|
1. Выяснить, не ставился ли уже вопрос |
- |
2. Найти и ознакомиться с ранее составленными: |
- |
а) программами исследований |
- |
б) собранными тогда материалами |
- |
в) предварительными тезисами |
- |
г) черновиками |
- |
3. Осветить литературную историю изучаемого вопроса, составить исторический обзор: |
- |
а) охарактеризовать основные этапы развития предмета изучения |
- |
б) оттенить переломные моменты |
- |
в) отразить главные направления |
- |
4. Анализ современного состояния вопроса: |
- |
а) выяснить круг вопросов, оставшихся неразрешенными |
- |
б) показать вклад предшественников |
- |
в) оценить их методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений |
- |
|
- |
Статья | ||
1.1.1 Советы и комментарии |