1.4. Четвертый этап: постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования и плана
Вопрос есть форма мышления, которая выражает запрос определенного рода информации об объекте при указании известной об этом объекте информации.
Известная информация выражена явно или неявно в предпосылках вопроса. Последнее обстоятельство указывает на предпосылки двух родов. Предпосылки, в которых содержащаяся в вопросе информация о существовании объектов выражена в явном виде, называются явными предпосылками. Предпосылки, выражающие неявно содержащуюся в вопросе информацию, называются неявными (скрытыми) предпосылками.
В обыденном мышлении выявление неявных предпосылок не играет особой роли. Это обыденные вопросы. Зато в научном познании эта задача имеет иногда кардинальное значение, особенно при разрешении научных кризисов и других тупиковых мыслительных ситуаций. Это научные вопросы, истинные ответы на которые требуют анализа скрытых предпосылок.
Выполнение |
- |
I. Постановка вопроса (проблемы) |
|
1. Формулирование проблемы, состоящее из: |
- |
а) вопрошания (выделение центрального вопроса проблемы) |
- |
б) контрадикции (фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы) |
- |
в) финитиэации (предположительное описание ожидаемого результата) |
- |
2. Построение проблемы, представленное операциями: |
- |
а) стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос) |
- |
б) композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему) |
- |
в) локализации: |
- |
|
- |
|
- |
г) вариантификации (выработка установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы) |
- |
3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как: |
- |
а) кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т. п.) |
- |
б) инвентаризация (проверка возможностей и предпосылок вопросов) |
- |
в) когнификация (выяснение степени проблемноеTM, т. е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы |
- |
г) уподобление (нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой) |
- |
д) квалификация (отнесение проблемы к определенному типу) |
- |
4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур: |
- |
а) экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами) |
- |
б) актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения) |
- |
в) компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы) |
- |
г) демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации) |
- |
5. Обоснование, состоящее из: |
- |
а) экспликации понятий |
- |
б) перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки) |
- |
в) интимизации понятий (словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смыл проблемы) |
- |
II. Построение и подтверждение гипотезы |
|
1. Выделить группу явлений, причину существования которых невозможно пока объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования |
- |
2. Всесторонне изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена. 8 процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства: |
- |
а) предшествующие явления |
- |
б) сопутствующие явления |
- |
в) последующие явления и т. д. |
- |
3. Формулирование гипотезы, т. е. научного предположения о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов |
- |
4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже действительно была найдена |
- |
5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной |
- |
6. Согласовать гипотезу с руководителем |
- |
7. Обсудить: |
- |
а) со своими товарищами |
- |
б) со специалистами |
- |
8. В процессе исследования гипотезу следует непрерывно уточнять, дополнять, совершенствовать |
- |
9. Вовремя отказаться от гипотезы, оказавшейся неверной |
- |
10. Собрать все гипотезы, какие только можно выдвинуть и какие имеют то или иное отношение к избранному для изучения вопросу |
- |
11. Отмечать на отдельных листках сильные и слабые допущения, правдоподобные и фантастические теории, высказывания ученых, философов |
- |
III. Определение методов и методики исследования |
|
(пример применения одной из методик исследования см. в приложении 6) |
|
1. Выяснить, какие методы и приемы необходимы для исследования |
- |
2. Составить список данных методов и приемов |
- |
3. Убедиться в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки |
- |
4. Определить основные и вспомогательные методы |
- |
5. Проверить возможность использования методов, применяемых 8 смежных дисциплинах |
- |
б. Изучить данные методы |
- |
7. Приступить к составлению рабочего плана |
- |
IV. Составление рабочего плана |
|
1. Уточнить: |
- |
а) формулировку темы |
- |
б) общие, частные и побочные исследования |
- |
2. Составить объяснительную записку, где должны содержаться: |
- |
а) обоснование темы |
- |
б) краткая информация о ее современном состоянии |
- |
в) развернутая характеристика целей и задач |
- |
г) изложение выдвигаемой исследователем рабочей гипотезы (или гипотез) |
- |
д) мотивировка выбора методов и объектов исследования |
- |
3. На основе объяснительной записки составить рабочий план. В рабочем плане должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как это сделать |
- |
4. Ознакомить с ним руководителя и товарищей по работе |
- |
5. Учесть сделанные ими замечания |
- |
6. Установить сроки выполнения |
- |
7. Составить перечень дополнительных дел по теме «Исследования» (см. приложение б) |
- |
V. Построение плана диссертации |
|
1. Уточнить поставленный вопрос диссертации путем четкого определения основного термина (ключевого слова) вопроса, т. е. выяснения, о каком объекте требуется дать информацию и какого рода эта информация должна быть |
- |
2. Выбрать подходящее основание редукции поставленного вопроса к вспомогательным вопросам. Выбор этого основания может быть самым разнообразным, но определяется он в конечном счете поставленной задачей |
- |
3. Произвести деление основного понятия по выбранному основанию |
- |
4. Поставить полученные члены деления под вопрос и получить вспомогательные вопросы |
- |
5. Если вспомогательные вопросы окажутся вопросами оптимальной энтропии, то редукцию закончить. Если же какой-то из этих вопросов окажется прагматически некорректным, то редукцию этого вопроса продолжить и т. д. |
- |
6. На основе проведенной подготовительной работы составить план, в котором за основное заглавие научной работы принимается исходный вопрос (основной вопрос, т. е. вопрос нулевого уровня редукции), за заглавие 1-го уровня (например, за заглавие глав) - вспомогательные вопросы 1-го уровня, за заглавия 2-го уровня (например, за заглавия параграфов) - вспомогательные вопросы 2го уровня и т. д. |
- |