Статьи
Назад Оглавление

Научные статьи > Как написать диссертацию > 1. Дневник аспиранта — этапы подготовки > 1.4. Четвертый этап: постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования и плана

1.4. Четвертый этап: постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования и плана

Вопрос есть форма мышления, которая выражает запрос определенного рода информации об объекте при указании известной об этом объекте информации.

Известная информация выражена явно или неявно в предпосылках вопроса. Последнее обстоятельство указывает на предпосылки двух родов. Предпосылки, в которых содержащаяся в вопросе информация о существовании объектов выражена в явном виде, называются явными предпосылками. Предпосылки, выражающие неявно содержащуюся в вопросе информацию, называются неявными (скрытыми) предпосылками.

В обыденном мышлении выявление неявных предпосылок не играет особой роли. Это обыденные вопросы. Зато в научном познании эта задача имеет иногда кардинальное значение, особенно при разрешении научных кризисов и других тупиковых мыслительных ситуаций. Это научные вопросы, истинные ответы на которые требуют анализа скрытых предпосылок.

Выполнение

-

I. Постановка вопроса (проблемы)

1. Формулирование проблемы, состоящее из:

-

а) вопрошания (выделение центрального вопроса проблемы)

-

б) контрадикции (фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы)

-

в) финитиэации (предположительное описание ожидаемого результата)

-

2. Построение проблемы, представленное операциями:

-

а) стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос)

-

б) композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему)

-

в) локализации:

-

  •  
    • ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя

-

  •  
    • отграничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения

-

г) вариантификации (выработка установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы)

-

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как:

-

а) кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т. п.)

-

б) инвентаризация (проверка возможностей и предпосылок вопросов)

-

в) когнификация (выяснение степени проблемноеTM, т. е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы

-

г) уподобление (нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой)

-

д) квалификация (отнесение проблемы к определенному типу)

-

4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур:

-

а) экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами)

-

б) актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения)

-

в) компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы)

-

г) демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации)

-

5. Обоснование, состоящее из:

-

а) экспликации понятий

-

б) перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки)

-

в) интимизации понятий (словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смыл проблемы)

-

II. Построение и подтверждение гипотезы

1. Выделить группу явлений, причину существования которых невозможно пока объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования

-

2. Всесторонне изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена. 8 процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства:

-

а) предшествующие явления

-

б) сопутствующие явления

-

в) последующие явления и т. д.

-

3. Формулирование гипотезы, т. е. научного предположения о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов

-

4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже действительно была найдена

-

5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной

-

6. Согласовать гипотезу с руководителем

-

7. Обсудить:

-

а) со своими товарищами

-

б) со специалистами

-

8. В процессе исследования гипотезу следует непрерывно уточнять, дополнять, совершенствовать

-

9. Вовремя отказаться от гипотезы, оказавшейся неверной

-

10. Собрать все гипотезы, какие только можно выдвинуть и какие имеют то или иное отношение к избранному для изучения вопросу

-

11. Отмечать на отдельных листках сильные и слабые допущения, правдоподобные и фантастические теории, высказывания ученых, философов

-

III. Определение методов и методики исследования

(пример применения одной из методик исследования см. в приложении 6)

1. Выяснить, какие методы и приемы необходимы для исследования

-

2. Составить список данных методов и приемов

-

3. Убедиться в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки

-

4. Определить основные и вспомогательные методы

-

5. Проверить возможность использования методов, применяемых 8 смежных дисциплинах

-

б. Изучить данные методы

-

7. Приступить к составлению рабочего плана

-

IV. Составление рабочего плана

1. Уточнить:

-

а) формулировку темы

-

б) общие, частные и побочные исследования

-

2. Составить объяснительную записку, где должны содержаться:

-

а) обоснование темы

-

б) краткая информация о ее современном состоянии

-

в) развернутая характеристика целей и задач

-

г) изложение выдвигаемой исследователем рабочей гипотезы (или гипотез)

-

д) мотивировка выбора методов и объектов исследования

-

3. На основе объяснительной записки составить рабочий план. В рабочем плане должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как это сделать

-

4. Ознакомить с ним руководителя и товарищей по работе

-

5. Учесть сделанные ими замечания

-

6. Установить сроки выполнения

-

7. Составить перечень дополнительных дел по теме «Исследования» (см. приложение б)

-

V. Построение плана диссертации

1. Уточнить поставленный вопрос диссертации путем четкого определения основного термина (ключевого слова) вопроса, т. е. выяснения, о каком объекте требуется дать информацию и какого рода эта информация должна быть

-

2. Выбрать подходящее основание редукции поставленного вопроса к вспомогательным вопросам. Выбор этого основания может быть самым разнообразным, но определяется он в конечном счете поставленной задачей

-

3. Произвести деление основного понятия по выбранному основанию

-

4. Поставить полученные члены деления под вопрос и получить вспомогательные вопросы

-

5. Если вспомогательные вопросы окажутся вопросами оптимальной энтропии, то редукцию закончить. Если же какой-то из этих вопросов окажется прагматически некорректным, то редукцию этого вопроса продолжить и т. д.

-

6. На основе проведенной подготовительной работы составить план, в котором за основное заглавие научной работы принимается исходный вопрос (основной вопрос, т. е. вопрос нулевого уровня редукции), за заглавие 1-го уровня (например, за заглавие глав) - вспомогательные вопросы 1-го уровня, за заглавия 2-го уровня (например, за заглавия параграфов) - вспомогательные вопросы 2го уровня и т. д.

-

 Заказать написание диссертации 



Назад Оглавление







Интернет-магазин
Специалисты фирмы
Заказ диссертации
Заказ диплома
Заказ Диплома MBA
Мнение клиентов
Вы спрашиваете
Научные статьи
Полезные материалы
Заказать поддержку сайта по телефону Онлайн-консультант
Пн.-Пт. с 10оо до 19оо


Заказать бесплатный звонок
Новости компании
29.12.2009 - График работы на новогодние каникулы
подробнее
29.12.2009 - C Новым годом и Рождеством!
подробнее
07.01.2009 - С Рождеством!
подробнее
01.01.2009 - С новым годом 2009!
подробнее
29.12.2008 - График работы на праздничные дни
подробнее
Заказов сегодня
Случайный опрос
Транжир ли вы?

Деньги в руки давать нельзя – все спущу
Я разборчиво делаю покупки
Экономлю на любой мелочи


Уже проголосовало: 11
Обратите внимание
Вы можете заказать работы бесплатно и получить скидки до 20%.

подробнее
rss
Карта