Статьи
Назад Оглавление

Научные статьи > Как написать диссертацию > Приложение 6. Самооценка результатов деятельности

Приложение 6. Самооценка результатов деятельности

С психологической точки зрения основная умственная работа аспиранта связана с процессами переработки информации (чтение и создание текстов) и самооценкой результатов этой деятельности.

Поэтому следующий раздел из учебного пособия психолога Марины Борисовны Позиной, публикуемый с разрешения автора, представляется весьма важным.

Каждый из нас в процессе принятия решений оценивает свои возможности, способности, личные качества, профессиональные успехи и др. Самооценка непроизвольно влияет на наши планы, поведение, на эффективность деятельности, служит ускорителем или тормозом собственного развития.

По многим характеристикам люди часто рассматривают себя не как среднего человека, а несколько выше. Это особенно заметно, когда мы сравниваем себя с людьми вообще, а не со своими конкретными знакомыми.

Для формирования адекватной самооценки в сфере учебной и научно-познавательной деятельности важны условия, в которых можно объективно определить свои реальные возможности ad hoc и в зоне ближайшего развития. Необходимы квазиэталоны, меры, ориентиры для обнаружения объективных показателей деятельности.

Самооценка результатов своей деятельности важна уже в начальной школе. Самооценка позволяет активнее вовлекать обучаемых в учебный процесс. Последующее обсуждение помогает выявить тех студентов и аспирантов, которые занижают свою самооценку, не обладают необходимыми навыками организации учебного труда и т. д. Есть опыт такой работы, представленный в статьях и книгах. Но много ли таких преподавателей?

Английский психолог Д. Хамблин отмечает, что за словами студента «я буду стараться» мало что стоит. Надо выяснять, что и как надо совершенствовать. А для этого нужно научиться ставить вопросы, например такие: Что я собираюсь улучшить в работе? Как это нужно делать? Можно ли улучшить внешний вид работы? Можно ли сказать, что схемы и рисунки выполнены аккуратно?

Постановка дифференцирующих вопросов и ответы на них позволят обоснованно перейти к общей самооценке выполненной работы.

Адекватность самооценки объективным результатам работы чрезвычайно важна для успешной учебной и профессиональной деятельности.

Миллионы людей, особенно в студенческих аудиториях, осуществляют самооценку качества выполненной учебной или профессиональной работы с текстом. Чаще всего эта самооценка совершается полуосознанно, стихийно, иногда на лету. Это может создавать иллюзию понимания, достижения результата. Даже иллюзорный оптимизм по поводу завершенности работы.

С психологической точки зрения самооценка качества осмысления информации (прочитанной или услышанной), осознание степени непонимания являются, по нашему мнению, важнейшей составляющей саморегуляции процессов переработки информации (процессов чтения и создания текстов).

В современных американских исследованиях чтения подчеркивается роль мониторинга понимания, роль самооценки в когнитивных процессах при работе с текстом. Однако эти самооценки не объективируются на количественном уровне. Нет критериев и нет средств коррекции самооценки.

На протяжении ряда лет в университете проводились исследования, связанные с диагностикой уровня понимания текстовой информации и самооценкой прочитанного. Диагностика осуществлялась с помощью методики многоактного тестирования.

Методика. Испытуемые получают одинаковые тексты, затем по команде «начали» каждый из них переворачивает текст, читает его, стремясь выделить ключевые моменты содержания, как можно лучше осмыслить и запомнить его. По команде «закончили» текст должен быть перевернут. Затем каждый испытуемый пишет свое изложение прочитанного. Время письма не ограничено. Закончив изложение, испытуемый оценивает уровень освоения текста, т. е. количество извлеченной (изложенной) информации в процентах.

Далее цикл повторяется: тот же текст предъявляется на ограниченное время, после чего изложение повторяется. Если что-то было изложено с ошибками (фактологическими, смысловыми и пр.), то испытуемый, не исправляя текст предыдущего изложения, пишет об этом по-новому, более точно, полнее. Затем следует третий цикл. После второго и третьего актов чтения-изложения оценивается и мера освоения текста, точнее, продукт, результат деятельности освоения (в процентах).

Экспериментальные данные. Эксперимент (№ 1) проведен в пяти студенческих группах на практических занятиях по психологии. Испытуемые (всего - 145 чел.) - студенты первого курса экономического факультета.

В табл. 1 представлены данные, относящиеся к самооценке уровня освоения текста, полученные на занятиях со студентами первого курса юридического и экономического факультетов, а также факультета практической психологии университета (эксперимент № 2).

Самооценка результатов деятельности 

Примем следующие допущения. «Адекватными» самооценками будем считать те, которые по отношению к показателям работы с текстом находятся в пределах ± 10 %. «Заниженные» самооценки - это самооценки ниже 11 % объективного показателя извлеченной информации. «Завышенные» самооценки - все те, которые попадают в интервал от 11 % до 30 %. «Чрезмерно завышенные» самооценки - все те, которые превышают на 31 % и более процентов объективные показатели.

Таблица 1. Распределение самооценок по степени их адекватности у студентов разных факультетов 

Число

испытуемых

Факультет

Курс

Число испытуемых (в %)

заниженная самооценка

Адекватная (в пределах 10 %)

завышенная (от 11% до 30 %)

сильно завышенная (31% и выше)

145

Экономический (1995 г.)

 

7,6

15,2

26,2

51

117

Экономический (1997 г.)

 

3,4

15,4

26,5

54,7

70

Практической психологии (1997 г.)

 

2,8

24,3

44,2

28,6

65

Юридический (1998 г.)

 

4,6

6,2

26,2

63,1

46

Практической психологии (1998 г.)

 

4,3

15,2

34,8

45,7

117

Практической психологии (1999 г.)

 

7,8

16,5

40

35,7

У студентов явно преобладают «завышенные» и «сильно завышенные» самооценки. Интересно, что испытуемых с «сильно завышенной» самооценкой меньше всего среди студентов-психологов. Наиболее самоуверенными оказались студенты юридического факультета.

Основной источник самоэффективности - обращение к трудным, бросающим вызов, но все же реалистичным задачам и их решение. Добившись успехов в учебе, студенты убеждаются в своих академических способностях, что, в свою очередь, стимулирует их работать упорнее и добиваться большего.

Мы провели серию обучающих занятий, цель которых состояла в том, чтобы развить у студентов умение работать с текстом. Они анализировали учебные, научно-популярные, газетные тексты. Студенты учились выполнять систему операций и макроопераций: это - ориентировка, структурирование, нереструктурирование, свертывание текстовых элементов, сжатие целостного текста, выявление фактологической составляющей содержания, выявление ключевых компонентов в фактологической и теоретической информации, семантическая иерархиза-ция, нахождение рефлексивных смысловых единиц и др. В ходе дискуссии оценивались варианты конспективных изложений текста, что улучшало рефлексивные операции самооценки.

Напомним, что мышление, согласно С. Л. Рубинштейну,- это совокупность операций, направленных на решение задачи.

Очевидно, формирование вышеназванных навыков способствует умственному развитию студента. Активное обучение стратегиям продуктивного чтения привело к следующим итоговым результатам: качество работы с текстами улучшилось, способность осмысливать текст возросла, а разрыв между объективными и субъективными показателями значительно сократился.

Заказ диссертации



Назад Оглавление







Интернет-магазин
Специалисты фирмы
Заказ диссертации
Заказ диплома
Заказ Диплома MBA
Мнение клиентов
Вы спрашиваете
Научные статьи
Полезные материалы
Заказать поддержку сайта по телефону Онлайн-консультант
Пн.-Пт. с 10оо до 19оо


Заказать бесплатный звонок
Новости компании
29.12.2009 - График работы на новогодние каникулы
подробнее
29.12.2009 - C Новым годом и Рождеством!
подробнее
07.01.2009 - С Рождеством!
подробнее
01.01.2009 - С новым годом 2009!
подробнее
29.12.2008 - График работы на праздничные дни
подробнее
Заказов сегодня
Случайный опрос
Какую сумму Вы готовы отдать за написание отличной кандидатской?

до 30 000 рублей
от 31 000 до 60 000 рублей
от 61 000 до 100 000 рублей
до 150 000 рублей
до 200 000 рублей
до 300 000 рублей
Сам напишу


Уже проголосовало: 31
Обратите внимание
Вы можете заказать работы бесплатно и получить скидки до 20%.

подробнее
rss
Карта