ВВЕДЕНИЕ
«Основная масса научных работников, получив хорошую подготовку по специальности, плохо знает, как организовать свой труд; в большинстве случаев специалисты руководствуются здравым смыслом и традицией. Не лучше подготовлен и руководящий персонал. В результате эти вопросы нередко решаются поверхностно и бессистемно». Варшавский М. К. (1975)
Низкий уровень методологических и методических знаний аспирантов является серьезным препятствием при подготовке диссертации. К такому выводу мы пришли в ходе наших занятий с аспирантами. И это вполне естественно. Овладение этими знаниями не предусмотрено программой. Информация в этой области знаний недостаточно систематизирована. Для педагогической науки проблема, связанная с вопросами усиления методологической подготовки, не является новой, однако в дидактике, а тем более в методике она еще недостаточно разработана. Остаются невыявленными следующие вопросы:
а) какой комплекс знаний необходим для усвоения студентами методологического компонента;
б) как включить эти знания в содержание образования в целом и каждого предмета в отдельности;
в) какое влияние оказывают методологические знания на формирование умений и навыков в описании какого-либо эксперимента.
Объясняют это следующими причинами: отсутствием в дидактике однозначного ответа на вопрос, зачем нужны студентам и аспирантам знания о методах научного исследования, т. е. каково значение этих знаний для повышения эффективности обучения; многозначностью термина «методы научного познания» и т. д. Эти вопросы влекут за собой и другие: каков результат усвоения предметных знаний после включения методологического компонента, как результат сказывается на процессе усвоения знаний.
На первых занятиях с аспирантами по методике информационно-поисковой деятельности исследователя обычно задаются вопросы:
• с чего вы будете начинать исследование,
• какими методами вы будете пользоваться.
На эти вопросы некоторые аспиранты не могли дать четкого ответа. Очевидно, что уровень методологических знаний у начинающих аспирантов на довольно низком уровне.
Как устранить такое положение дел? Аспиранты должны прослушать спецкурс с обязательным обсуждением того, как ими были конкретно применены те или иные методы в их исследовании, как им помогло то, что в науковедении называется «технологией научного исследования».
- Первым шагом при подготовке к таким занятиям должно быть составление дневника исследования, где в общих чертах должны быть перечислены все необходимые действия аспиранта в ходе проведения исследования и оформления его результатов в диссертации. Такое перечисление позволит представить структуру предстоящей деятельности.
- После выполнения каждой операции рекомендуем поставить плюс напротив описания этой операции. Вам следует заменить минус, который стоит напротив описания каждого из этапов, на плюс. Это простое действие дает чувство выполненного долга и стимулирует дальнейший ход исследования.
В разделе дано более детальное описание некоторых составляющих операций. Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда имеешь представление обо всех ее элементах и этапах в целом.
Но планировать их надо для того, чтобы заранее учесть возможные затруднения, а главное, для того, чтобы, выполняя какую-то часть работы, не утратить представления о целом. При этом нужно иметь в виду, что границы между этими этапами достаточно размыты и весьма субъективны. По этой причине некоторые действия, которые описаны в настоящем разделе, повторяются на разных этапах.